0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему снимки получаются нерезкие и как это исправить

Почему снимки получаются нерезкие и как это исправить?

Купил свою первую цифровую зеркалку 400D kit (350D, 30D, 40D, D40, D40X, D50, E-510, E-400, K100D, A100 и т. п.) — почему снимки получаются нерезкие? Такой вопрос задают многие начинающие фотолюбители. Из-за чего получается «мыло» и как этого избежать? Разберем наиболее распространенные ошибки. В качестве примера рассмотрена камера Canon EOS 400D. Однако изложенное справедливо и для других моделей цифровых (зеркальных) камер. Итак, размытое или нерезкое изображение может получиться по ряду причин.1. Шевелёнка — проверьте выдержку

Нет устоявшегося определения для термина шевелёнка. В данном контексте будем считать, что это смаз изображения при съемке статичного объекта, вызванный движением (сотрясением) камеры. Причиной нестабильности камеры, как правило, является грубое нажатие на спусковую кнопку или дрожание рук. Чтобы избежать шевелёнки при съемке с рук выдержка должна быть короче, чем 1/ЭФР, где ЭФР — эквивалентное фокусное расстояние (эквивалент для 35-мм пленки). Для Canon EOS 400D кроп-фактор равен 1,62, тогда ЭФР = f*1,62, где f — фокусное расстояние объектива (обычно указано на лицевой части). Например, для f=55 мм ЭФР=(55*1,62)=89 мм (максимальное фокусное китового объектива). В этом случае при съемке с рук выдержка должна быть короче 1/89 секунды (например, 1/125 с).

При ISO 100 выдержка составила 1/25 с, условие Tv
а) простая мишень для проверки работы автофокуса


б) «промах» автофокуса: датчик навёлся по более контрастной детали


в) точное попадание: здесь тонкая линия — самая контрастная деталь

Как видно, нерезкая оптика «съела» все прелести высокого разрешения 400D. Это еще раз говорит о том, что «гонка» за мегапикселями может привести к ухудшению их качества.

Примечание: в процессе эксперимента было замечено, что 400D при одной и той же выдержке давал более темное изображение, чем 300D. Возможно это связано с тем, что фактическая чувствительность матрицы у 300D выше, чем выставленная на табло (такое, например, замечено у камер 20D и 5D — установка ISO 100 фактически соответствует чувствительности ISO 125).

На полностью открытой диафрагме объектив наиболее подвержен аберрациям (мылит сильнее). Поэтому приходится прикрывать диафрагму. И казалось бы на f/22 мы должны получить наиболее резкую картинку. Однако этого не происходит! У 400D уже начиная с диафрагмы f/11 резкость начинает падать из-за дифракционных эффектов — идеальная «точка» размывается в дифракционное пятнышко. Размер этого пятнышка становится соизмерим с пикселем матрицы (5,7 мкм). Отсюда делаем еще один вывод: чем меньше пиксель матрицы, тем уже диапазон рабочих диафрагм. Например, для 400D наибольшая резкость китового объектива в широкоугольном положении получается на диафрагме f/5,6 — f/8.

Для того чтобы оценить визуально дифракционное «размыливание», достаточно сделать серию снимков при различных значениях диафрагмы. Ниже приведены 100%-ные кропы изображений полученных камерами с разными размерами пикселя: EOS 5D и EOS 400D. Показаны наиболее резкие участки (зона резкости) денежной купюры с мелким текстом. Использовался один и тот же объектив EF 100 f/2.8 MACRO USM, соблюден один и тот же масштаб (соблюден примерно, для 400D даже получилось чуть крупнее).

Как видно чем больше размер пикселя, тем сильнее можно прикрыть диафрагму без существенной потери резкости. Так, у 5D (пиксель 8,2 мкм) диафрагма f/16 вполне рабочая. Такой же примерно по резкости снимок на 400D (пиксель 5,7 мкм) соответствует диафрагме f/11.

Синхронизация фотовспышки

Синхрониза́ция фотовспы́шки — согласование моментов срабатывания фотовспышки и затвора фотоаппарата, необходимое для полноценного экспонирования импульсным освещением фотоматериала или фотосенсора. Синхронизация может осуществляться вручную на длительной выдержке, или автоматически при помощи синхроконтакта [1] .

В фотоаппаратах с механическим или электромеханическим затвором роль синхроконтакта выполняет электрический контакт, который замыкается движущимися деталями. В цифровых фотоаппаратах за синхронизацию чаще всего отвечает центральный микропроцессор. Электрическое соединение затвора с фотовспышкой осуществляется синхрокабелем с коаксиальным PC-разъёмом, через горячий башмак или при помощи синхронизатора, использующего инфракрасное излучение или радиосвязь.

Содержание

Синхронизация «M», «F», «FP» [ править ]

Синхроконтакты в Фотоаппаратах появились задолго до изобретения электронных фотовспышек, и были рассчитаны на работу с одноразовыми фотобаллонами, срабатывавшими с задержкой. Все выпускавшиеся лампы делились на несколько категорий в зависимости от времени свечения и задержки срабатывания. Основными считались категории S (англ.  Slow , медленный 0,02 секунды), M (англ.  medium , средний 0,015 секунды), MF (англ.  Medium Fast средний быстрый), F (англ.  fast , быстрый 0,005—0,01 секунды) и FP (англ.  flat-peak, focal plane «плоский пик», «фокальный» 0,03—0,05 секунды) [2] . Последний тип ламп с самым длинным импульсом выпускался специально для фотоаппаратов со шторным затвором и позволял вести съёмку на любых выдержках [3] . Продолжительность измерялась между моментами, когда яркость лампы составляла половину пикового значения [4] . Кроме длительности импульса разные типы ламп отличались задержкой срабатывания, измеряемой в миллисекундах от замыкания синхроконтакта до момента достижения половины пикового значения яркости (время до «полпика») [5] . Так, для ламп типа S задержка составляла 25—30 миллисекунд, M — 18—20 миллисекунд, F — 5 миллисекунд, а для баллонов FP упреждение не требовалось [6] . В Германии выпускался ещё один промежуточный тип X с продолжительностью свечения 0,01 секунды и задержкой 10—18 миллисекунд.

Фотовспышка «Agfalux» с одноразовым баллоном

Шкала синхронизации фотоаппарата Leica III

Синхроконтакты «M» и «X» на корпусе фотоаппарата «Зоркий-5»

Переключаемый синхроконтакт фотоаппарата Minolta

Регуляторы синхронизации фотоаппаратов «Зенит-3М» и «Зоркий-4»

Первые фотоаппараты, оснащённые синхроконтактом, как правило имели дополнительный регулятор опережения, размеченный в миллисекундах. Он выполнялся в виде рычажка или отдельного диска, как правило расположенного соосно с диском выдержек и снабжённого шкалой. От правильной установки регулятора зависела эффективность использования света вспышки: её длительность допускала ошибки синхронизации, но пиковое значение яркости могло быть упущено, приводя к неправильной экспозиции. В наибольшей степени это касалось центральных затворов, которые использовали импульс одноразовых вспышек неполностью, особенно на коротких выдержках. Со временем одноразовые баллоны стали уступать место электронным фотовспышкам, и их ассортимент начал уменьшаться. Это отразилось на упрощении регулятора опережения, утратившего шкалу, вместо которой стали наноситься несколько символов. Количество позиций в конце концов сократилось до двух: «X» и «M» [4] . Некоторые фотоаппараты вместо регулятора оснащались двумя разъёмами синхроконтакта с фиксированным упреждением: один срабатывал без задержки, а другой поддерживал наиболее массовые фотоколбы серии «M», обеспечивая опережение на 10—15 миллисекунд [1] . В СССР на шкалах корректоров встречалось обозначение «MF». Иногда вместо букв наносились символы молнии и лампы, соответствующие электронной вспышке и одноразовым баллонам.

Синхронизация «X» и «HSS» [ править ]

Ксеноновая лампа электронной вспышки не требует никакого упреждения, срабатывая мгновенно при замыкании синхроконтакта. Поэтому, для работы с электронными ИФО используется положение регулятора опережения X (англ.  Xenon ). В таком режиме контакты вспышки замыкаются точно в момент полного открытия затвора, обеспечивая экспонирование фотоматериала. Электронные фотовспышки наиболее эффективны в сочетании с центральным затвором, свободным от проблем синхронизации, и допускающим съёмку на любой выдержке, поскольку экспонирование кадра всегда происходит одновременно по всей площади. Кроме того, световой импульс электронной вспышки используется полностью, в отличие от одноразовой, потери которой возрастают на коротких выдержках.

В случае фокального затвора использование электронных вспышек возможно лишь в ограниченном диапазоне выдержек, соответствующих полному открытию кадрового окна. Поскольку выдержка в шторно-щелевых затворах задаётся шириной щели между шторками, её размер при срабатывании вспышки должен быть равен кадру или превосходить его. В противном случае будет экспонирована только часть кадра, соответствующая мгновенному положению щели [7] . Величина минимальной выдержки, при которой затвор ещё открывается полностью, зависит от конструкции затвора, и является одной из его важнейших характеристик. Эта выдержка зависит от скорости движения щели в момент срабатывания затвора, и от размеров кадрового окна. Она называется выдержкой синхронизации, и обозначается символами «Х-sync» или «flash-sync».

Минимальная выдержка, на которой возможна синхронизация с электронной вспышкой, обусловливает возможность использования «заполняющей вспышки» при ярком дневном свете. Для шторно-щелевых затворов типа Leica с горизонтальным ходом матерчатых шторок типичная выдержка синхронизации составляет 1/30 секунды. Совершенствование затворов и увеличение скоростей шторок позволили к середине 1950-х годов укоротить этот параметр до 1/60 секунды. В 1960 году в Японии был разработан затвор типа Copal Square с вертикальным ходом металлических ламелей вдоль короткой стороны кадра. Его конструкция позволила сократить выдержку синхронизации малоформатных фотоаппаратов до 1/125 секунды [8] . Для современных цифровых зеркальных камер с ламельными затворами типичные выдержки синхронизации составляют 1/200 — 1/250 с . Профессиональные фотоаппараты могут обеспечивать синхронизацию на выдержках до 1/500 секунды (Canon EOS-1D [9] , Nikon D1), считающейся предельной для центральных затворов [8] .

Съёмка на ещё более коротких выдержках возможна в режиме высокоскоростной синхронизации HSS (англ.  High Speed Synchronization ), который поддерживается некоторыми моделями фотовспышек. При этом вместо одного импульса излучается серия менее мощных — «растянутый импульс», который позволяет получить полностью экспонированный кадр на очень коротких выдержках вплоть до 1/4000 — 1/8000 с [10] . Технология разработана компанией Olympus и впервые использована в зеркальных фотоаппаратах «OM-3 Ti» и «OM-4 Ti» [2] . Процесс очень похож на работу одноразовых вспышек категории «FP», и поэтому часто обозначается этими же символами. Недостатком метода является невысокая эффективность использования энергии вспышки, часть которой не участвует в экспонировании снимка, как и в случае одноразовых баллонов «FP». Из-за распределения энергии вспышки на более продолжительном отрезке времени освещенность, которую она создает, пропорционально уменьшается. При сильном диафрагмировании в солнечную погоду энергии такой вспышки может не хватать для подсветки теней.

Сравнить пару

Canon 50D

X Close Canon 50D

Canon 500D

Canon 500D

X Close Canon 500D

Canon 50D

Canon 50D

X Close Canon 50D

Canon 500D

Canon 500D

X Close Canon 500D

Обе камеры имеют одинаковые параметры: HDMI, Вспышка, Глубина цвета фото, Максимальное ISO, Матрица, Предел дифракции F/, Сменный объектив.

Canon 50D лучше по следующим параметрам: Система автофокуса, Аккумулятор (снимков) (на 60%), Верхняя ЖК-панель, Минимальная выдержка, Пыле влаго защита, Серийность (на 85%), Х-синхронизация.

Canon 500D лучше по следующим параметрам: Камера моложе (на 1 год), Вес камеры (на 52%), Видео 720@25p,

В итоге, Canon 50D лучше на 12%.

Обе камеры не имеют следующего: 4K фото, 6K фото, 8K фото, Cубдискретизация 4:2:2, GPS, HDR фото, ND фильтр, TimeWarp, USB type-C, WiFi, Автофокус видео, Бесшумный режим, Видео 10 бит, Видео 1080@25p, Видео 1080@50p, Видео 4K@25p, Видео 4K@50p, Видео 4К 120ps, Видео 6К, Видео 6К@50p, Видео 8К, Видео 8К@50p, Видео HD 120ps, Видео Log-формат, Выход на наушники, Две карты памяти, Зебра, Интервалометр, Макросъёмка, Микрофонный вход, Минимальное ISO, Поворотный экран, Сенсорный экран, Стаб для видео, Стаб для фото, Стаб по 5 осям, Стриминг, Съёмка под водой, Управление голосом, Фокус пикинг.

Обе камеры имеют одинаковые параметры: HDMI, Вспышка, Глубина цвета фото, Максимальное ISO, Матрица, Предел дифракции F/, Сменный объектив.

Canon 50D лучше по следующим параметрам: Система автофокуса, Аккумулятор (снимков) (на 60%), Верхняя ЖК-панель, Минимальная выдержка, Пыле влаго защита, Серийность (на 85%), Х-синхронизация.

Canon 500D лучше по следующим параметрам: Камера моложе (на 1 год), Вес камеры (на 52%), Видео 720@25p,

В итоге, Canon 50D лучше на 12%.

Обе камеры не имеют следующего: 4K фото, 6K фото, 8K фото, Cубдискретизация 4:2:2, GPS, HDR фото, ND фильтр, TimeWarp, USB type-C, WiFi, Автофокус видео, Бесшумный режим, Видео 10 бит, Видео 1080@25p, Видео 1080@50p, Видео 4K@25p, Видео 4K@50p, Видео 4К 120ps, Видео 6К, Видео 6К@50p, Видео 8К, Видео 8К@50p, Видео HD 120ps, Видео Log-формат, Выход на наушники, Две карты памяти, Зебра, Интервалометр, Макросъёмка, Микрофонный вход, Минимальное ISO, Поворотный экран, Сенсорный экран, Стаб для видео, Стаб для фото, Стаб по 5 осям, Стриминг, Съёмка под водой, Управление голосом, Фокус пикинг.

HSS/FP синхронизация выдержки

Когда объекты освещены солнцем сзади, глубокие тени часто скрывают выражения лиц и другие детали. Фотограф может убрать эти тени, изменив экспозицию, однако при такой компенсации весьма вероятна передержка заднего плана.

Другая возможность — дневная заполняющая вспышка. Этот способ часто эффективен при съемке портретов на открытом воздухе, так как он позволяет осветить темные области объекта и достичь превосходного баланса яркостей объекта и заднего плана. Однако его диапазон применения ограничен, так как выдержка затвора не может быть меньше выдержки X-синхронизации и приходится прикрывать диафрагму для компенсации высокой яркости.

Для передачи выражения лица в некоторых случаях необходима полностью открытая диафрагма даже при съемке против солнца.

Современные системные вспышки (Canon Speedlite серии EX, Nikon SB-600/700/800/900, Olympus Fl-36/50 и т.п.) предлагают идеальное решение. В режиме синхронизации вспышки при короткой выдержке (HSS или FP у разных производителей) вспышки обеспечивают синхронизацию при более коротких выдержках, чем выдержка X-синхронизации камеры. Возможность использования меньших выдержек затвора обеспечивает большую свободу выбора диафрагмы. А если дополнительно используется хороший светосильный объектив с портретным фокусным расстоянием, можно полностью открыть диафрагму и получить красивейшие эффекты размывания.

Первая фотография снята в режиме синхронизации вспышки при короткой выдержке с полностью открытой диафрагмой, а вторая фотография снята в обычном режиме дневной заполняющей вспышки, для которого требуется большая выдержка затвора и более закрытая диафрагма. В обоих снимках творческой целью было подчеркнуть выражение лица девочки, как можно сильнее размыв дом и объекты на заднем плане. Видно, что на основной фотографии величина размытия намного более впечатляющая.

Синхронизация вспышки при любых выдержках затвора позволяет устанавливать большие величины диафрагмы.

Если выбрана короткая выдержка затвора, вторая шторка начинает закрываться раньше, чем полностью откроется первая шторка. Поэтому при обычных настройках вспышки свет попадет только на часть кадра. Однако в режиме синхронизации при короткой выдержке вспышка непрерывно срабатывает с частотой приблизительно 50 кГц в течение всего времени экспонирования, обеспечивая синхронизацию при любой выдержке. Камера автоматически возвращается в режим обычной вспышки, если выдержка затвора больше выдержки X-синхронизации вспышки.

Совет: используйте режим автоэкспозиции с приоритетом диафрагмы.

При съемке в полностью автоматическом режиме или режиме программы автоэкспозиции (P) с установленной вспышкой на камере, автоматически устанавливаются выдержка затвора и диафрагма для стандартной съемки с дневной заполняющей вспышкой.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Домкраты для регулировки полов
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector