0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Устройство с электронным управлением зарядным током, выполнено на основе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности. Оно не содержит дефицитных деталей, при заведомо исправных элементах не требует налаживания.

Зарядное устройство позволяет заряжать автомобильные аккумуляторные батареи током от 0 до 10 А, а также может служить регулируемым источником питания для мощного низковольтного паяльника, вулканизатора, переносной лампы. Зарядный ток по форме близок к импульсному, который, как считается, способствует продлению срока службы батареи. Устройство работоспособно при температуре окружающей среды от — 35 °С до + 35°С.

Схема устройства показана на рис. 2.60.

Зарядное устройство представляет собой тиристорный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением, питаемый от обмотки II понижающего трансформатора Т1 через диодный moctVDI + VD4.

Узел управления тиристором выполнен на аналоге однопереходного транзистора VT1, VT2 Время, в течение которого конденсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора, можно регулировать переменным резистором R1. При крайнем правом по схеме положении его движка зарядный ток будет максимальным, и наоборот.

Диод VD5 защищает управляющую цепь тиристора VS1 от обратного напряжения, возникающего при включении тиристора.

Зарядное устройство в дальнейшем можно дополнить различными автоматическими узлами (отключение по окончании зарядки, поддержание нормального напряжения батареи при длительном ее хранении, сигнализации о правильной полярности подключения батареи, защита от замыканий выхода и т. д.).

К недостаткам устройства можно отнести колебания зарядного тока при нестабильном напряжении электроосветительной сети.

Как и все подобные тиристорные фазоимпульсные регуляторы, устройство создает помехи радиоприему. Для борьбы с ними следует предусмотреть сетевой LC-фильтр, аналогичный применяемому в импульсных сетевых блоках питания.

Конденсатор С2 — К73-11, емкостью от0,47 до 1 мкФ, или. К73-16, К73-17, К42У-2, МБГП.

Транзистор КТ361А заменим на КТ361Б — КТ361Ё, КТ3107Л, КТ502В, КТ502Г, КТ501Ж — KT50IK, а КТ315Л — на КТ315Б + КТ315Д КТ312Б, КТ3102Л, КТ503В + КТ503Г, П307 Вместо КД105Б подойдут диоды КД105В, КД105Г или. Д226 с любым буквенным индексом.

Переменный резистор R1 — СП-1, СПЗ-30а или СПО-1.

Амперметр РА1 — любой постоянного тока со шкалой на 10 А. Его можно изготовить самостоятельно из любого миллиамперметра, подобрав шунт по образцовому амперметру.

Предохранитель F1 — плавкий, но удобно использовать и сетевой автомат на 10 А или автомобильный биметаллический на такой же ток.

Диоды VD1 + VP4 могут быть любыми на прямой ток 10 А и обратное напряжение не менее 50 В (серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213).

Диоды выпрямителя и тиристор устанавливают на теплоотводы, каждый полезной площадью около 100 см2. Для улучшения теплового контакта приборов с теплоотводами желательно использовать теплопроводные пасты.

Вместо тиристора. КУ202В подойдут КУ202Г — КУ202Е; проверено на практике, что устройство нормально работает и с более мощными тиристорами Т-160, Т-250.

Следует заметить, что в качестве теплоотвода тиристора допустимо использовать непосредственно металлическую стенку кожуха. Тогда, правда, на корпусе будет минусовой вывод устройства, что в общем-то нежелательно из-за опасности случайных замыканий выходного плюсового провода на корпус. Если крепить тиристор через слюдяную прокладку, опасности замыкания не будет, но ухудшится отдача тепла от него.

В устройстве может быть использован готовый сетевой понижающий трансформатор необходимой мощности с напряжением вторичной обмотки от 18 до 22 В.

Если у трансформатора напряжение на вторичной обмотке более 18 В, резистор R5 следует заменить другим, большего сопротивления (например, при 24. 26 В сопротивление резистора следует увеличить до 200 Ом).

В случае, когда вторичная обмотка трансформатора имеет отвод от середины, или есть две одинаковые обмотки и напряжение каждой находится в указанных пределах, то выпрямитель лучше выполнить по стандартной двуполупериодной схеме на двух диодах.

При напряжении вторичной обмотки 28. 36 В можно вообще отказаться от выпрямителя — его роль будет одновременно играть тиристор VS1 (выпрямление — однополупериодное). Для такого варианта блока питания необходимо между резистором R5 и плюсовым проводом включить разделительный диод КД105Б или Д226 с любым буквенным индексом (катодом к резистору R5). Выбор тиристора в такой схеме будет ограничен — подойдут только те, которые допускают работу под обратным напряжением (например, КУ202Е).

Для описанного устройства подойдет унифицированный трансформатор ТН-61. Три его вторичных обмотки нужно соединить согласно последовательно, при этом они способны отдать ток до 8 А.

Все детали устройства, кроме трансформатора Т1, диодов VD1 — VD4 выпрямителя, переменного резистора R1, предохранителя FU1 и тиристора VS1, смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

Автор: Шелестов И.П.

Смотрите другие статьи раздела Зарядные устройства, аккумуляторы, гальванические элементы .

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Рекомендуем скачать в нашей Бесплатной технической библиотеке:

Оставьте свой комментарий к этой статье:

Комментарии к статье:

Алексей
Схема Радио 11 2001 простая попробую собрать.

Юра
В этой схеме есть ошибка.

Дима
В чем ошибка?

Юра
Неправильно установлен транзистор VT2. Просьба обратить на это внимание.

Владимир
p-n-p n-p-n из-за этого?

Юра
Сигнал подаётся от трансформатора. Если смотреть по транзистору VT2, согласно стрелке на эмиттере, указанной на схеме, транзистор сигнал пропускать не будет. Он будет заперт. Вам станет всё ясно, если вы обратите внимание на VD5.

Читайте так же:
Регулировка навесов навесных шкафов

Александр
Транзистор стоит правильный 315 только на схеме стрелку эмиттера надо нарисовать наоборот. И заряжать АКБ такими схемами необходимо в 2 раза дольше чем схемами на транзисторах. Потому что заряд происходит только во второй половине каждого полупериода, соответственно количество электричества за каждый полупериод аккумулятор получает как минимум в половину меньше чем от транзисторных зарядников.

Анатолий
Собрал все по схеме, на выходе диодного моста 17 вольт, дымит резистор R1. Подскажите что делать, резистор сп-1 на 30 килоом.

Гость
Ошибка — транзистор кт 315 показан в схеме как пряиой проводимости

Nikolay
Если сделать кз или переплюсовку что случится со схемой?

Эдуард, manakov-70@mail.ru
Собрал такую схему.Работает,правда без нагрузки на минимуме выдаёт 7вольт.Переменное R- 100 Ом.Может из-за него? Кто подскажет?

Андрей
Не регулируется. Либо ток есть — либо нет.

Николай
Собрал, на выходе диодного моста 15В. На выходе уже со схемы 11В и не регулируется, R1 20k. В чем проблема?

Владимир Михайлович, vm-sokolov@mai.ru
Зарядное сразу открывется, ку202 не поддается регулировке.

Владимир
Спасибо. Грамотно и толково изложено.

Николай
Схема простая, собрал, работает. Спасибо.

Гена
Собрал, проверил 10 раз — нули.

Сергей
R1 и R2 поменять местами,R3 исключить. Средний вывод R1 (движок) отключить и подключить на эмиттер VT1, туда же подключить С2-лучше неполярный 0,5. 1,0 мкф. Таким образом получаем плавную регулировку от 0 вольт, контролируя ток и напряжение можно заряжать разные аккумуляторы, не только 12-вольтовые

Гость
Схема рабочая!

Юрий
схема полностью рабочая. иногда надо подобрать R6. и R5. а также регулирующий..От 10 К.до 22к. R5 12k. R6 9k. Транзисторы заменить на пару кт 816 и кт 817..будет работать как сказка. Ничего не греется. Удачи всем..

Фальшивый СаратовецЪ
Люди! Схема абсолютно не рабочая! Не будет ток регулироваться,он будет сразу максимальный!Тиристор СтоИт в цепи ПОСТОЯННОГО тока,у тиристора есть самоудержание открытого состояния после открывания! Тиристор можно закрыть разомкнув цепь,или сменой полярности подключения. Здесь же он откроется на всю моментально и не закроется,независимо от того,что будет у него на управляющем электроде! (PS Я схему не собирал, просто знаю, как работает тиристор.)

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Зарядное устройство на тиристорах для аккумулятора обладает рядом преимуществ. Такая схема позволяет безопасно зарядить любую автомобильную батарею на 12 В, без риска закипания.

Дополнительно приборы данного типа подходят для восстановления свинцово-кислотных батарей. Достигается это за счет контроля параметров зарядки, а значит возможности имитировать восстановительные режимы.

Импульсное зарядное устройство на КУ202Н

Распространенная, простая, но очень эффективная схема тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности уже давно используется для заряда свинцовых аккумуляторов.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Зарядка на КУ202Н позволяет:

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202Н

  • добиться зарядного тока до 10А;
  • выдавать импульсный ток, благоприятно влияющий на продолжительность жизни АКБ;
  • собрать устройство своими руками из недорогих деталей, доступных в любом магазине радиоэлектроники;
  • повторить принципиальную схему даже новичку, поверхностно знакомому с теорией.

Условно, представленную схему можно разделить на:

  • Понижающее устройство – трансформатор с двумя обмотками, превращающий 220В из сети в 18-22В, необходимых для работы прибора.
  • Выпрямительный блок, преобразующий импульсное напряжение в постоянно собирается из 4-х диодов или реализуется с помощью диодного моста.
  • Фильтры – электролитические конденсаторы, отсекающие переменные составляющие выходного тока.
  • Стабилизация осуществляется за счет стабилитронов.
  • Регулятор тока производится компонентом, строящимся на транзисторах, тиристорах и переменном сопротивлении.
  • Контроль выходных параметров реализуется с помощью амперметра и вольтметра.

Принцип работы

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Схема зарядного устройства с тиристором

Цепь из транзисторов VT1 и VT2 контролирует электрод тиристора. Ток проходит через VD2, защищающий от возвратных импульсов. Оптимальный ток зарядки контролируется компонентом R5. В нашем случае, он должен быть равен 10% от емкости аккумулятора. Чтобы контролировать регулятор тока, данный параметр перед клеммами подключения необходимо установить амперметр.

Питание данной схемы осуществляется трансформатором с выходным напряжением от 18 до 22 В. Обязательно необходимо расположить диодный мост, а также управляющий тиристор на радиаторах, для отвода избытка тепла. Оптимальный размер радиатора должен превышать 100см2. При использовании диодов Д242-Д245, КД203- в обязательном порядке изолируйте их от корпуса устройства.

Данная схема зарядного устройства на тиристорах обязательно должна комплектоваться предохранителем для выходного напряжения. Его параметры подбираются согласно собственных нужд. Если вы не собираетесь использовать токи более 7 А, то предохранителя на 7.3 А будет вполне достаточно.

Особенности сборки и эксплуатации

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Схема проверки теристора

Собранное по представленной схеме зарядное устройство в дальнейшем можно дополнять автоматическими защитными системами (от переполюсовки, короткого замыкания и др). Особенно полезным, в нашем случае будет установка системы отключения подачи тока при заряде батареи, что убережет ее от перезаряда и перегрева.

Другие защитные системы желательно комплектовать светодиодными индикаторами, сигнализирующими о коротких замыканиях и других проблемах.

Внимательно следите за выходным током, так как он может изменяться из-за колебаний в сети.

Как и аналогичные тиристорные фазоимпульсные регуляторы, собранное по представленной схеме зарядное устройство создает помехи радиоприему, поэтому желательно предусмотреть LC-фильтр для сети.

Тиристор КУ202Н можно заменить аналогичными КУ202В, КУ 202Г или КУ202Е. Также можно использовать и более производительные Т-160 или Т-250.

Читайте так же:
Регулировка пластиковых окон фирмы века

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Для собственноручной сборки представленной схемы понадобится минимум времени и сил, вместе с невысокими затратами на компоненты. Большую часть составляющих можно легко заменить на аналоги. Часть деталей можно позаимствовать у вышедшего из строя электрооборудования. Перед использованием, компоненты следует проверить, благодаря этому собранное даже из б/у деталей зарядное устройство, будет работать сразу после сборки.

В отличие от представленных на рынке моделей, работоспособность собранного своими руками зарядного сохраняется в большем диапазоне. Вы можете зарядить автомобильный аккумулятор от -350С до 350С. Это и возможность регулировать выходной ток, давая батарее большой ампераж, позволяет за короткое время компенсировать батарее заряд, достаточный для поворота стартером мотора.

Тиристорные зарядные устройства имеют место в гаражах автолюбителей, благодаря их возможностям безопасно заряжать автомобильный аккумулятор. Принципиальная схема данного прибора позволяет собрать его самостоятельно, используя товары с радио рынка. Если знаний недостаточно, можно воспользоваться услугами радиолюбителей, которые за плату в разы меньшую, чем стоимость магазинного зарядного устройства, смогут собрать вам аппарат по предоставленной им схеме.

Схема зарядного устройства на тиристоре ку202н

Рано или поздно, но зарядное устройство для аккумуляторов начинает требоваться каждому автолюбителю. С приходом морозов я тоже о ней задумался. Аккумуляторы старенькие стали, заряд держать плохо начали, а одалживать зарядку у знакомых надоело. Покатался по городу, посмотрел что предлагается из неавтоматического с возможностью регулировки зарядного тока до 10А. Посмотрел, пообалдевал от цен и решил как обычно сам сколдовать данное устройство.

Для реализации выбрал схему тиристорного зарядного устройства. Просто, надежно, проверенно кучей народа. Уверен что устройства собранные по этой схеме уже бывали в этом сообществе.

Нет регулировки по току в тиристорном зарядном устройстве

Автомобильное зарядное устройство на тиристоре. Испытание тиристорного регулятора мощности

Автор: Рудаков Г. В.

На сайте: RADIOсвалка я наткнулся на интересную схему зарядного устройства для автомобильного аккумулятора (рисунок 1). Регулировка выходной мощности реализована на тиристоре КУ202Н.

Принципиальная электрическая схема зарядного устройства

Рисунок 1 – Принципиальная электрическая схема зарядного устройства.

Схему я решил повторить навесным монтажом, для того, чтобы убедится в ее работоспособности. Смотрим на получившееся безобразие на рисунке 2.

Собранный регулятор мощности навесным монтажом

Рисунок 2 – Собранный регулятор мощности навесным монтажом.

Вместо трансформатора для наглядности подключил лампу, рассчитанную на 220В мощностью 10Вт. Диодный мост VDS2 предлагается по схеме собрать из диодов КД202. Я использовал диодный мост RS405, рассчитанный на максимальное постоянное обратное напряжение 600В и максимальный прямой ток в 4А. Вместо транзистора КТ203Б использовал КТ361.

Процесс регулировки отображен в видеоролике:

P.S. Плюсом такой схемы можно назвать низкое тепловыделение на тиристоре в отличие от регулировки транзистором при достаточно широком диапазоне регулирования. Минусом является все же не полная глубина регулирования.

Автор: alex (2014-01-11, 19:59)

Есть более простой вариант реализации этого зарядного устройства. Покупается в магазине самый дешёвый светорегулятор (дриммер) и включается последовательно с первичной обмоткой трансформатора и далее по схеме. Отлично работает. Проверено при переделке нескольких очень старых неисправных зарядок и при быстром изготовлении новых. [Ответить]

Автор: Artik (2012-06-02, 19:52)

спасибо за схему собрал все работает шикарно [Ответить]

Автор: Tolmi (2011-03-23, 4:26)

RE: Dimon. C реле две проблемы, одна несущественная — через реле всё время течёт ток при зарядке, одна существенная — на ток в 10 ампер контакты у реле должны быть могучими, что сильно удорожает конструкцию. Пока решил эту проблему резистором примерно 0.2 Ома последовательно в зарядной цепи, а перед ним предохранитель и мощный шунтирующий диод в обратном включении. Провел тесты. Пока счёт — 10 сгоревших предохранителей и один выгоревший диод 🙂 Счёт признан допустимым для повседневного использования конструкции. 🙂 [Ответить]

Автор: Dimon (2011-03-16, 21:44)

RE: Tolmi. А если коммутировать цепь обычным реле (реле+диод)? Если аккумулятор не разряжен до конца и правильная полярность, то аккумулятор подключается к ЗУ. [Ответить]

Автор: Tolmi (2011-03-06, 20:29)

RE: Гришаня Рудаков. Это хорошо для схемы регулирования во вторичной цепи, типичный пример — два диода в диодном мосту заменяются на тиристоры и пока не выполнены два основных условия — нет короткого и нет неправильного включения аккумулятора, просто блокируется включение тиристора. Но при этом через тиристоры текут довольно большие токи, что приводит к необходимости садить их на большие радиаторы. В случае использования регулировки в первичной сети, при даже отключенном от сети приборе при неправильной полярности подключения акка во вторичной сети течет большой ток, который, как правило, заканчивается фатально для диодного моста. [Ответить]

Автор: Гришаня Рудаков (2011-02-21, 23:35)

RE: Tolmi. Идейка есть как реализовать контроль за полярностью, но для другой схемы. Схемы где МК измеряет АЦПшкой уровень напряжения на аккумуляторе и его полярность, а затем, после того как убеждается в правильности подключения, открывает симистор, запуская процесс зарядки [Ответить]

Автор: Tolmi (2011-02-21, 12:08)

В схемах тип этой, где на выходе только диодный мост или просто один диод, есть крупный недостаток, при подключении не совсем разряженного аккумулятора в неправильной полярности горит всё — диоды, провода, шунт в амперметре. Не могу придумать ничего простого, кроме предохранителя, чтобы защитить зарядку от неверного подключения. У кого-то может есть идеи ? Предохранитель всё равно находчивые автолюбители заменят на жучок из гвоздя. [Ответить]

Читайте так же:
Синхронизация в интернете это что такое

Автор: Tolmi (2011-02-16, 17:13)

По поводу "P.S. Минусом является все же не полная глубина регулирования." Возможно попался неудачный экземпляр КУ202Н — у них большой разброс по току включения/удержания. В данном случае поможет уменьшение номинала R2 ( у меня один экземляр КУ202Н стал надежно работать только при 27кОм) или использование вместо него импортных типа BT152-600, BT152-800. При этом у меня получалось на выходе трансформатора получать где-то 90% глубину регулирования, что в общем даже много для зарядного устройства. [Ответить]

Автор: Tolmi (2011-02-16, 17:03)

vasianufriy, симисторную схему из этой вполне можно получить, если вынести симистор за пределы моста VDS2. (получится ближайший аналог схемы типа http://radiomaster.org/shema/power_supplies/chargers/158-zaryadnoe-ustroystvo-dlya-starternyh-akkumulyatorov-0-10a-12v.html , но с управлением через VT1-VT2 вместо неонки) А ещё лучше использовать пару мощный симистор + оптосимистор и схему управления запитать отдельно, чтобы ручки органов управления ( R3 ) потенциально не находились под сетевым напряжением ( зарядное устройство обычно эксплуатируется в условиях, далеких от требующихся для надежной изоляции в резисторах типа СП3-30) [Ответить]

Автор: Гришаня Рудаков (2010-12-07, 19:30)

RE: vasianufriy. Над зарядным по такому принципу, я как раз сейчас работаю. Задача стабилизации тока зарядки с помощью управления симистором посредством МК. [Ответить]

Автор: vasianufriy (2010-12-07, 2:11)

а может есть схемы регулировки СИМИСТОРОМ? мне нужно регулировать первичку на трансформаторе. зараннее спасибо.UR7IHI@mail.ru [Ответить]

Автор: vasianufriy (2010-12-07, 1:53)

спасибо, видео появилось. если есть еще схемы регулировкой теристором, скинте на UR7IHI@mail.ru. хочется сделать регулировку от 0-100%. у отца была такая от 0-100% немогу найти. [Ответить]

Автор: Гришаня Рудаков (2010-12-06, 6:49)

RE: vasianufriy.На месте. откройте страничку через другой браузер (опера, гуглхром). Эксплорер по непонятным причинам не всегда отображает. [Ответить]

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов на тиристоре

Рано или поздно, но зарядное устройство для аккумуляторов начинает требоваться каждому автолюбителю. С приходом морозов я тоже о ней задумался. Аккумуляторы старенькие стали, заряд держать плохо начали, а одалживать зарядку у знакомых надоело. Покатался по городу, посмотрел что предлагается из неавтоматического с возможностью регулировки зарядного тока до 10А. Посмотрел, пообалдевал от цен и решил как обычно сам сколдовать данное устройство.

Для реализации выбрал схему тиристорного зарядного устройства. Просто, надежно, проверенно кучей народа. Уверен что устройства собранные по этой схеме уже бывали в этом сообществе.

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Большой популярностью среди автолюбителей самодельщиков пользуются тиристорные автозарядки, в которых питание от мощного трансформатора поступает на АКБ через тиристор, управляемый открывающими его импульсами от генератора. В простейшем виде схема будет выглядеть вот так:

И нечего улыбаться — она реально рабочая и в своё время довольно долго успешно эксплуатировалась. Более сложный вариант, с отдельным генератором импульсов и контролем режимов заряда (напряжения на батарее) показан на следующей принципиальной схеме:

Но если опыт позволяет, луче собрать третье автоматическое зарядное тиристорное, которое кроме того что собрано многими людьми, имеет вполне неплохие параметры и возможности.

Схема и печатная плата ЗУ на SCR

Печатная плата нарисована вручную маркером. Вы можете сделать разводку самостоятельно, например на основании вот этого рисунка:

Параметры зарядного устройства

  • Выходное напряжение 1 — 15 В
  • Предельный ток до 8 А
  • Защита от перезаряда аккумулятора.
  • Защита от случайной короткого замыкания выхода
  • Защиты против смены полярности

Функциональное описание схемы

Переменное напряжение от вторичной обмотки трансформатора (около 17 В) подается на управляемый тиристорно-диодный мост, далее в зависимости от импульсов управления, следующих от контроллера, оно подается на клеммы аккумулятора.

Контроллер состоит из отдельного сетевого трансформатора, его напряжение формируется стабилизатором LM7812, двойной мультивибратор CD4538 делает управляющие импульсы на тиристорах, и имеет цепи контроля напряжения аккумуляторной батареи, состоящие из оптрона CNY17 и источника опорного напряжения TL431, работающего в качестве компаратора.

Если напряжение на выходе TL431 (R) ниже 2,5 В (система делителя с PR2 с резисторами), ток не протекает через TL431 через LED2 и CNY17 из-за блокировки транзистора BC238, что приводит к высокому состоянию на входе сброса выв.13 микросхемы CD4538 и её нормальной работе (если управляющие импульсы направляются на затворы тиристора), если напряжение увеличивается (в результате зарядки батареи), тогда начинает действовать TL431, ток прекращает течь через LED2 и CNY17, BC238 срабатывает и низкое состояние подается на выв.13, генерация управляющих импульсов на затворе тиристора прекращается, и напряжение на аккумуляторе отключается. Напряжение отключения устанавливается PR4 на уровне 14,4 В. Светодиод LED1 во время зарядки становится все более и более частым и почти на финальной стадии.

Также использовались 2 датчика температуры 80 C. Один приклеен к радиатору, а другой — к вторичной обмотке сетевого трансформатора, датчики соединены последовательно. Активация датчика приводит к отключению напряжения на оптопаре и блокировке мультивибратора CD4538 и отсутствию сигналов управления затворами тиристора.
Вентилятор постоянно подключен к аккумуляторной батарее.

Схема имеет переключатель AUT / MAN в положении MAN, при этом автоматическая система контроля напряжения аккумулятора отключена, и аккумулятор можно заряжать вручную, контролируя напряжение.

Вот несколько вариантов схем подключения выпрямителей и тиристоров:

Читайте так же:
Стабилизированные блоки питания с регулировкой напряжения

  • Схема на рис. A. Наименее благоприятное включение, высокое падение напряжения и сильный нагрев моста плюс потери на тиристоре. Преимущества: можно использовать один радиатор, потому что выпрямительные мосты обычно изолированы от корпуса.
  • Схема на рис. Б наиболее выгодна, потери только на тиристорах. Но два радиатора.
  • Схема на рис. С умеренно выгодна. Три или один радиатор (с одним радиатором, одним двойным диодом Шоттки или двумя диодами с катодом на корпусе.

Это нормальные напряжения на выводах чипа CD4538:

1 — 0 В
2 — от 11,5 В до 6 В при повороте потенциометра P
3,16 — 12 В
4,6,11 — от 2 В до 12 В при повороте P
5 — приблизительно 10 В
10,12 — около 0,1 В
13 — около 11,5 В с выключенным LED1
14 — около 12 В
15 — 0

В коллекторе BD135 около 19,9 В. Для более детальной настройки понадобится осциллограф. Схема довольно проста и при правильной сборке должна запускаться сразу после подачи напряжения.

Фото процесса изготовления зарядки

Диодно-тиристорный мост размещен на отдельных платах и может проводить ток до 20 А, радиаторы изолированы друг от друга и корпуса. Вторичная обмотка трансформатора намотана проволокой диаметром около 2 мм, и при принудительном охлаждении она может дать долговременно около 8 А (достаточно для большинства нужд автолюбителей, заряжая батареи до 82 А/ч). Но ничего не мешает установить трансформатор с ещё большей мощностью.

Тут использованы отдельные измерительные провода, которые подключаются к токовым клеммам.

Зарядка АКБ: зарядный ток составляет 1/10 от емкости батареи, через некоторое время, в зависимости от степени разряда, LED1 начинает мигать и вскоре приближается к напряжению 14,4 В. Чаще всего зарядный ток тоже падает, в конце зарядки диод светит почти все время. Небольшой гистерезис вводится электролитическим конденсатором на R-выводе TL431.

Стоимость сборки самодельной ЗУ определяется основным трансформатором (160 Вт, 24 В) примерно 1000 руб., а также мощными диодами и тиристорами. Обычно этого добра в радиолюбительских закромах хватает (как и готовых корпусов от чего-то), так что в идеале оно не будет стоить ни копейки.

Зарядное устройство на тиристорах для аккумулятора обладает рядом преимуществ. Такая схема позволяет безопасно зарядить любую автомобильную батарею на 12 В, без риска закипания.

Дополнительно приборы данного типа подходят для восстановления свинцово-кислотных батарей. Достигается это за счет контроля параметров зарядки, а значит возможности имитировать восстановительные режимы.

Импульсное зарядное устройство на КУ202Н

Распространенная, простая, но очень эффективная схема тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности уже давно используется для заряда свинцовых аккумуляторов.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Зарядка на КУ202Н позволяет:

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202Н

  • добиться зарядного тока до 10А;
  • выдавать импульсный ток, благоприятно влияющий на продолжительность жизни АКБ;
  • собрать устройство своими руками из недорогих деталей, доступных в любом магазине радиоэлектроники;
  • повторить принципиальную схему даже новичку, поверхностно знакомому с теорией.

Условно, представленную схему можно разделить на:

  • Понижающее устройство – трансформатор с двумя обмотками, превращающий 220В из сети в 18-22В, необходимых для работы прибора.
  • Выпрямительный блок, преобразующий импульсное напряжение в постоянно собирается из 4-х диодов или реализуется с помощью диодного моста.
  • Фильтры – электролитические конденсаторы, отсекающие переменные составляющие выходного тока.
  • Стабилизация осуществляется за счет стабилитронов.
  • Регулятор тока производится компонентом, строящимся на транзисторах, тиристорах и переменном сопротивлении.
  • Контроль выходных параметров реализуется с помощью амперметра и вольтметра.

Принцип работы

Схема зарядного устройства с тиристором

Цепь из транзисторов VT1 и VT2 контролирует электрод тиристора. Ток проходит через VD2, защищающий от возвратных импульсов. Оптимальный ток зарядки контролируется компонентом R5. В нашем случае, он должен быть равен 10% от емкости аккумулятора. Чтобы контролировать регулятор тока, данный параметр перед клеммами подключения необходимо установить амперметр.

Питание данной схемы осуществляется трансформатором с выходным напряжением от 18 до 22 В. Обязательно необходимо расположить диодный мост, а также управляющий тиристор на радиаторах, для отвода избытка тепла. Оптимальный размер радиатора должен превышать 100см2. При использовании диодов Д242-Д245, КД203- в обязательном порядке изолируйте их от корпуса устройства.

Данная схема зарядного устройства на тиристорах обязательно должна комплектоваться предохранителем для выходного напряжения. Его параметры подбираются согласно собственных нужд. Если вы не собираетесь использовать токи более 7 А, то предохранителя на 7.3 А будет вполне достаточно.

Особенности сборки и эксплуатации

Схема проверки теристора

Собранное по представленной схеме зарядное устройство в дальнейшем можно дополнять автоматическими защитными системами (от переполюсовки, короткого замыкания и др). Особенно полезным, в нашем случае будет установка системы отключения подачи тока при заряде батареи, что убережет ее от перезаряда и перегрева.

Другие защитные системы желательно комплектовать светодиодными индикаторами, сигнализирующими о коротких замыканиях и других проблемах.

Внимательно следите за выходным током, так как он может изменяться из-за колебаний в сети.

Как и аналогичные тиристорные фазоимпульсные регуляторы, собранное по представленной схеме зарядное устройство создает помехи радиоприему, поэтому желательно предусмотреть LC-фильтр для сети.

Тиристор КУ202Н можно заменить аналогичными КУ202В, КУ 202Г или КУ202Е. Также можно использовать и более производительные Т-160 или Т-250.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Для собственноручной сборки представленной схемы понадобится минимум времени и сил, вместе с невысокими затратами на компоненты. Большую часть составляющих можно легко заменить на аналоги. Часть деталей можно позаимствовать у вышедшего из строя электрооборудования. Перед использованием, компоненты следует проверить, благодаря этому собранное даже из б/у деталей зарядное устройство, будет работать сразу после сборки.

Читайте так же:
Регулируем яркость и контрастность в

В отличие от представленных на рынке моделей, работоспособность собранного своими руками зарядного сохраняется в большем диапазоне. Вы можете зарядить автомобильный аккумулятор от -350С до 350С. Это и возможность регулировать выходной ток, давая батарее большой ампераж, позволяет за короткое время компенсировать батарее заряд, достаточный для поворота стартером мотора.

Тиристорные зарядные устройства имеют место в гаражах автолюбителей, благодаря их возможностям безопасно заряжать автомобильный аккумулятор. Принципиальная схема данного прибора позволяет собрать его самостоятельно, используя товары с радио рынка. Если знаний недостаточно, можно воспользоваться услугами радиолюбителей, которые за плату в разы меньшую, чем стоимость магазинного зарядного устройства, смогут собрать вам аппарат по предоставленной им схеме.

Зарядное устройство с защитой.

На работе списывали оборудование и мне достался блок питания без внутренностей, с надписью на передней панели "statron TYP 2230". В наличии были корпус и установленный внутри силовой трансформатор. По надписи на выходных клеммах (13,8V/10A) трансформатор был довольно мощным и выходное напряжение силовой обмотки на холостом ходу было в районе 16-ти вольт. Решил оставить до поры, до времени.
Наступили холода и родственник попросил меня, собрать для его парка автомобилей зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, надёжное и чтобы нормально заряжало АКБ и не выходило из строя при случайных замыканиях выходных клемм и неправильного подключения аккумуляторов. Приобретённые им ранее пара импульсных зарядных устройств "Орион PW415" не проработали и месяца в уличных условиях эксплуатации (одно и недели), и хорошо выгорели внутри от попавших туда пыли и водяных капель и впоследствии произошедшего пробоя, восстановить которые пока не удалось. Я вспомнил про оставленный до лучших времён блок питания, вернее всё, что от него осталось, он идеально подходил для реализации поставленной задачи, благо места в корпусе было предостаточно.

После просмотра различных вариантов схем, в качестве основы была выбрана схема промышленного зарядного устройства "Барс-8А". Нового здесь ничего не открою, эта схема есть на просторах "инета", просто она удовлетворяла всем запросам заказчика.
Трансформатор, установленный в имеющемся блоке питания, имел одну силовую обмотку на 16 вольт ХХ и в принципе вполне подходил для зарядного, исходная схема которого имела трансформатор с вторичной обмоткой со средней точкой. Исходя из имеющегося трансформатора, исходная схема была немного переделана, а конкретнее были добавлены два диода VD7 и VD8 для обеспечения мостовой схемы выпрямителя от одной обмотки.

highslide.js

В принципе вполне можно использовать любые подходящие по току силовые трансформаторы и с одной обмоткой и с обмоткой со средней точкой, с напряжением на ХХ в пределах 16-22 вольт — изменится только выпрямительная часть зарядного устройства.
Например, если в качестве силового трансформатора применить трансформатор, имеющий вторичную обмотку со средней точкой, то выпрямительные диоды можно убрать, и схема силовой части будет выглядеть следующим образом.

Вообще-то мощность данной схемы ограничивается применёнными в ней силовым трансформатором и выпрямительными диодами и тиристорами.
Сама схема не работает, если на выход не подключён аккумулятор, или подключён в неправильной полярности. Просто на выходе в этом случае ничего не будет, хоть закороти выходные клеммы.
В имеющийся блок питания был врезан амперметр (миллиамперметр с шунтом), установлен регулятор зарядного тока (напряжения), ещё один светодиод (зелёный) для индикации включения устройства в сеть. Имеющийся светодиод (красный) был задействован для индикации правильной полярности подключения АКБ.

Схема была собрана на плате навесным монтажом, диоды и тиристоры были установлены на общий радиатор через изолирующие прокладки. В качестве диодов и тиристоров были выбраны тиристоры КУ202 и 10-ти амперные диоды. Конечно, лучше поставить их по мощнее, но исходя из имеющегося транса с напряжением ХХ около 16 вольт, будем надеяться, что максимальный зарядный ток устройства не превысит 10-12 ампер, на что их вполне хватит. Для лучшего охлаждения, перед радиатором был установлен вентилятор от компьютерного БП.

Шунт для амперметра был изготовлен из вязальной железной проволоки, диаметром 2 мм. Длинна его подобрана опытным путём, по максимальному отклонению стрелки миллиамперметра при токе 10 ампер. Маломощные транзисторы здесь можно применить любые, соответствующей структуры, в качестве КТ815Г — любые средней (большой) мощности.
Устройство можно собрать на печатной плате, размером 50х65 мм. Вариант платы смотрите ниже на рисунке.

highslide.js

Хочется отметить, что это зарядное устройство собранное из исправных деталей и без ошибок в монтаже — не нуждается в налаживании и начинает работать сразу. Устройство надёжное в эксплуатации и случайно вывести его из строя не получится. Для ещё более надёжной эксплуатации, в качестве силовых элементов, лучше применять тиристоры (диоды) на ток не менее 25 ампер.
Надеюсь это устройство не разочарует Вас.
Удачи в сборке!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector