1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СПОСОБ НАСТРОЙКИ КЛАВИШНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

СПОСОБ НАСТРОЙКИ КЛАВИШНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Изобретение относится к способу настройки клавишных музыкальных инструментов. Способ заключается в том, что настройку звуков музыкального строя осуществляют по биениям в интервалах и биениям в аккордах путем синхронизации их по темпам с ударами электронного метронома. При этом электронный метроном выполняет функцию генератора эталонных темпов, заданных на основе расчетной математической модели музыкального строя. Заявленное изобретение обеспечивает снижение трудоемкости процесса настройки клавишных музыкальных инструментов, а также обеспечение возможности такой настройки в том числе и неквалифицированными настройщиками. 4 ил.

Способ настройки клавишных музыкальных инструментов, заключающийся в настройке звуков музыкального строя по биениям в интервалах и биениям в аккордах путем синхронизации их по темпам с ударами электронного метронома, выполняющего функцию генератора эталонных темпов, заданных на основе расчетной математической модели музыкального строя.

Изобретение относится к музыкальной промышленности, а именно к настройке клавишных музыкальных инструментов.

Известен способ настройки клавишных музыкальных инструментов, заключающийся в том, что настройку производят интервалами квинтами и квартами по частотам биений в них, воспринимаемых на слух как динамические пульсации (Дьяконов Н.А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. — М.: Лесная промышленность, 1966, стр.365-371), добиваясь в средней части звукового диапазона (в области малой-первой октав) темпов биений 1 и 1,5 в секунду соответственно. Однако данный способ не обеспечивает точности музыкального строя, потому что психофизиология не позволяет устанавливать темпы биений на слух с достаточной точностью, к тому же указанные темпы биений есть усредненные величины, не соответствующие расчетным ни в одной квинте или кварте, и если их выдержать точно, они дадут незамкнутый строй, то есть строй не получится вовсе.

Известен способ настройки квинтами и квартами с параллельным контролем точности строя по биениям в терциях и секстах (Порвенков В.Г. Способ настройки клавишных музыкальных инструментов. Российское агентство по патентам и товарным знакам. Дата приоритета 21.12.1993 г. Номер патента RU 2 061 259 С1), заключающийся в том, что в результате настройки квинт и кварт с тоже усредненными величинами темпов биений 1 и 1,4 в секунду автоматически образуются терции и сексты, темпы биений в которых используются в качестве эталонных для сравнения с ними близких по темпам биений в других секстах и терциях и приведения их в соответствие на основе критериев «почти равно», «больше» или «меньше». Однако и этот способ не обеспечивает точности строя, потому что при вышеупомянутых неизбежных погрешностях в настройке квинт и кварт в частотах биений, рекомендуемых в качестве эталонных терций и секст, возникают еще более значительные погрешности, а также в силу расплывчатости критериев.

Известен способ настройки непосредственно терциями и секстами (Курочкин Л.Г., Бурдина Н.В. Настройка фортепиано. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 1999), заключающийся в том, что настройщик на основе личного навыка воспроизводства по памяти определенных темпов биений настраивает на эти темпы эталонную группу терций и секст, а затем темпы биений в них использует для настройки других секст и терций с близкими частотами биений, приводя их в соотношение на основе критериев «почти равно», «больше» или «меньше». Однако и этот способ не обеспечивает высокой точности строя по причине того, что человеческое сознание не способно воспроизводить по памяти темпы с необходимой точностью, а также вследствие расплывчатости критериев.

Дополнительное влияние на неточность строя оказывает также физическое явление, именуемое в музыкальной акустике негармоничностью обертонов, потому что в отличие от идеально гибких струн, для которых расчитаны все математические параметры музыкального строя, реальные струны имеют жесткость, вызывающую отклонение частот обертонов реальных звуков от расчетных величин, в силу чего в реально звучащем интервале фактическая частота биений как производное от несовпадения фактических частот гармоник интервалообразующих обертонов тоже не совпадает с расчетной; но средств борьбы с этим явлением вышеприведенные способы не имеют.

Широко известен также способ настройки не интервалами, а каждого звука в отдельности с помощью специального электронного прибора, тюнера, который тоже не дает высокого качества строя, потому что музыкальный строй — это межзвуковые отношения, а настройка отдельных звуков исключает возможность регулирования межзвуковых отношений в интервалах и межинтервальных отношений в аккордах путем коррекции этих созвучий по темпам биений.

Целью изобретения является достижение максимального уровня точности строя и превосходного качества звучания музыкального инструмента при одновременном снижении трудоемкости процесса настройки и создании условий настройки клавишных музыкальных инструментов не только профессионально подготовленными специалистами, но и неквалифицированными настройщиками.

Поставленная цель достигается тем, что при настройке в качестве генератора эталонных темпов биений применяется не субъективное чувство темпа, а электоронный метроном, которому настройщик задает расчетные по математической модели музыкального строя эталонные частоты биений и синхронизирует на слух с темпами ударов метронома темпы биений в интервалах (биения первого порядка, возникающие от несовпадения частот гармоник интервалообразующих обертонов) и аккордах (биения второго порядка, возникающие от несовпадения темпов биений в интервалах трезвучия). Наряду с этим предлагаемый способ радикально снижает влияние на точность строя объективного естественного фактора негармоничности обертонов тем, что его технология вместо настройки отдельными звуками или интервалами предписывает настройку трезвучиями, из которых состоят или складываются все музыкальные аккорды.

Читайте так же:
Устройство для регулировки клапонов

Электронный метроном, используемый как генератор эталонных темпов биений, имеет диапазон от 30 до 230 или 2-50 ударов в минуту и функцию дополнительного деления промежутков между ударами путем установки на его дисплее курсора на символе четвертной ноты (при этом количество ударов соответствует установленному числу), символе дуоли (при этом количество ударов в минуту удваивается), символе триоли (количество ударов утраивается) или символе квартоли (количество ударов учетверяется). Это дает возможность получить на метрономе от 30 до 920 или 1000 ударов в минуту с дискретностью ±1 удар, что в пересчете на секунды составляет от 0,5 до 15,33 или 16,67 ударов в секунду и с запасом перекрывает диапазон темпов, необходимых для настройки звуков, интервалов и аккордов области темперирования, по которой затем настраивают остальные звуки, интервалы и аккорды строя всего звукового диапазона клавишного музыкального инструмента. При этом погрешности в темпах не превышают тысячных долей в секунду, что обеспечивает высочайшую точность настройки интервалов.

Каждое трезвучие состоит из трех замкнутых друг на друга интервалов, имеющих различные по частотам биения; настройка ведется не интервал за интервалом, как в иных способах, а блоками трезвучий, в каждом из которых темпы биений первого уровня во всех трех его интервалах корректируются до достижения максимальной (в малогабаритных инструментах) или практически полной (в концертных инструментах) синхронности с соответствующими эталонными темпами ударов метронома; а заключительный контроль осуществляется по совпадению темпа биений второго порядка в звучании всего трезвучия с соответствующим эталонным темпом ударов метронома.

Порядок действий при настройке клавишного музыкального инструмента равномерно-темперированным строем на стандартную частоту колебаний струны звука a1 (ля первой октавы) 440 Гц приведен в прилагаемых к настоящему описанию схемах планов настройки области темперирования (фиг.1а и 1б), басового (фиг.2), тенорового и дискантового (фиг.3) регистров. На чертежах настраиваемые звуки обозначены белыми кружками, числа в них — их порядковые номера; настроенные звуки — черными кружками; настраиваемые интервалы — сплошными линиями со стрелками; настроенные интервалы — прерывистыми линиями; знаки «+» и «-» в надписях над линиями интервалов указывают правильные зоны темперации интервалов («+» означает расширенный интервал, «-» означает суженный интервал), числа и нотные символы после этих знаков — это установочные параметры для метронома; треугольники из линий-интервалов с вершинами из кружков-звуков — это аккорды, внутри которых обозначения в прямоугольниках также в виде установочных параметров для метронома соответствуют расчетным частотам биений второго порядка; процесс настройки области темперирования разбит на 6 этапов (фигурные скобки); каждый этап отделен от последующего этапа горизонтальной прерывистой линией, на которой расположены обозначения звуков, уже настроенных к окончанию данного этапа; термином биения-I обозначены биения первого порядка, производные от несовпадения частот гармоник интервалообразующих обертонов; термином биения-II обозначены биения второго порядка в звучании трезвучий, производные от несовпадения частот биений в его интервалах.

Способ допускает создание иных вариантов планов настройки при условии сохранения принципа синхронизации темпов биений в интервалах и трезвучиях с эталонными темпами ударов метронома.

В случае настройки клавишного музыкального инструмента на иную высоту настройщику достаточно вычислить коэффициент пересчета по формуле ƒ: 440, где ƒ есть новая частота исходного тона, с его помощью пересчитать частоты биений первого уровня в интервалах и второго уровня в аккордах и определить новые соответствующие им установочные параметры для метронома или с помощью того же коэффициента пересчитать напрямую установочные параметры для метронома.

Метод синхронизации также позволяет получать строй высокой точности при настройке клавишных музыкальных инструментов любым историческим строем, в том числе нерегулярным (неравномерным), и при этом значительно упрощает технологический процесс, позволяя настраивать интервалы напрямую вместо сложившихся в исторических технологиях традиций настройки интервалов наиболее удобных с последующим переносом полученных в них соотношений частот тонов на интервалы нужные.

Изобретение применимо как в промышленном производстве, так и в работе настройщиков-профессионалов и любителей по созданию и обслуживанию строя клавишных музыкальных инструментов.

Отличие заявленного способа заключается в том, что он исключает из технологии настройки субъективный фактор оценки темпов биений с опорой на личное чувство настройщика, взамен вводит объективный фактор приборного контроля межзвуковых отношений в интервалах и межинтервальных в аккордах и управления ими через управление темпами биений путем их синхронизации на слух с эталонными темпами, производимыми прибором, а также делает технологию настройки клавишных музыкальных инструментов доступной практически каждому, кто не лишен самого обычного слуха.

Это. отличие позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию «новизна».

Признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипов, не выявлены в других технических решениях в данной области техники и, следовательно, обеспечивают заявленному изобретению изобретательский уровень.

Поиск материала «Самоучитель но настройке и ремонту фортепиано (пианино), Мокрополов В.И., 2010» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Читайте так же:
Не могу отрегулировать браслет на часах

Search results:

  1. 9 книг понастройке, регулировке иремонту.

В. Мокрополов — Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано . Г. Богино — Современная настройка фортепиано .

Л. Курочкин, Н. Бурдина — Настройка фортепиано . А. Хохряков — Наше пианино . Карл-Йохан Форсс — Регулировка механики пианино и роялей .

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ). 14.03.2013, 17:53. Автор: В. Мокрополов Год: 2010 Издательство: Бишкек Страниц: 148 Формат: PDF Размер: 16,0 МВ Язык: русский. Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту .

Купить книгу в интернет магазине My-shop

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

В. Порвенков — Акустика и настройка музыкальных инструментов Л. Кузнецов — Акустика музыкальных инструментов В. Мокрополов — Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано Г. Богино — Современная настройка фортепиано Н. Выборгский — Ремонт и настройка фортепиано Л. Курочкин, Н. Бурдина — Настройка фортепиано А. Хохряков — Наше пианино Карл-Йохан Форсс — Регулировка механики пианино и роялей .

Н. Гарбузов «Музыкальная аккустика» К.- Й. Форсс «Регулировка механики пианино и ролей» К.- Й. Форсс « Ремонт пианино и ролей» Л. Кузнецов «Акустика музыкальных инструментов» Л. Курочкин, Н. Бурдина « Настройка фортепиано » В. Мокрополов « Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано » В. Порвернков « Настройка и акустика музыкальных инструментов».

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( Пианино ). Автор: В.И. Мокрополов .

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и

Скачать . В избранное. Обратить внимание модератора.

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано (пианино) | Мокрополов В. И. | download | Z-Library. Download books for free. Find books.

Мокрополов В.И. — Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ) описание: Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его на.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу Мокрополов В.И. — Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ) с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

В. Мокрополов — Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано . Г. Богино — Современная настройка фортепиано .

Л. Курочкин, Н. Бурдина — Настройка фортепиано . А. Хохряков — Наше пианино . Карл-Йохан Форсс — Регулировка механики пианино и роялей .

Литература для скачивания . С.М. Аллон, И.Г. Фадеев Ремонт роялей и пианино . скачать PDF (38,3 Mb). Н.А. Дьяконов Рояли и пианино . Конструирование и производство.

А.В. Яновский Методическое пособие по настройке фортепиано методом синхронизации.

. ремонту фортепиано ( пианино ) Автор: Мокрополов В.И. Издательство: Бишкек Год издания: 2010 Страниц: 149

и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту .

и ремонту фортепиано Скачать TurboBit.net Скачать DepositFiles.com Скачать

Большой самоучитель по ремонту , сборке и модернизации. Piano Servicing, Tuning, and.

Настройка и ремонт фортепиано . Автор : Л. Снитко-Сорочинский Год : 1974 Издательство : Музыка Страниц : 100 Формат : PDF Размер : 4,8 МВ Язык : русский. Пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту ; в нем рассматриваются различные конструкции инструментов, даются советы к устранению основных дефектов.

В. Мокрополов . Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ).

Как настроить пианино скачать . dvdrip 112 Мб — Н/А. Ремонт и настройка фортепиано скачать . djvu 1.4 mб — Выборгский Н.И. Самоучители по игре на музыкальных инструментах (44 книги) скачать . Смешанный 1.08 gb — Разные. Справочник по ремонту и настройке спутникового оборудования скачать .

Мы заботимся об интересах каждого читателя. Для тех, кто не знает, чем себя занять, предлагаем посетить раздел «Досуг и хобби», открыв для себя увлекательные книги « Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино )» и многие другие.

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных деффектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Скачать книгу Мокрополов В.И. — Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ).

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Бишкек: Мокрополов В.И., 2010. — 148 с. Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано, его настройке и ремонту. В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Изготовление и эксплуатация фортепиано . Мокрополов В.И. Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ). Файл формата pdf. размером 16,09 МБ.

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Читайте так же:
Регулировка гидромуфты привода вентилятора

ПЕРВОЕ ВИДЕО ПО РЕМОНТУ МЕХАНИКИ ПИАНИНО ОТ «440 HERTZ» Сегодня стартует 25-й поток базового курса в нашей школе настройщиков фортепиано ! Начало в 17:00. Осталось 2 места — приходи! И в честь этого события мы рады представить вашему вниманию наше первое видео по ремонту механики фортепиано — замена

Московская школа настройки и ремонта пианино и роялей . Научим настраивать фортепиано с нуля, выполнять ремонт и регулировку механики, заменить струну или вирбель, ремонтировать педальный и клавиатурный механизм.

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ). Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных деффектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано (пианино) | Мокрополов В.И. | download | B–OK. Download books for free. Find books.

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике.

В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений. Название: Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ) Автор: Мокрополов В.И. Издательство: Бишкек Год издания: 2010.

Мокрополов В. И. Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных деффектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Книги. Загрузить книгу. Категории.

Скачать целиком. Регистрироваться не нужно! Краткое содержание: Мокрополов В.И.. Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ). Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ре.

Название: Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ) Автор: Мокрополов В.И. Издательство: Бишкек ISBN: 978-9967-25-941-6 Год: 2010 Страниц: 148, цв. ил.

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано ( пианино ) Автор: Мокрополов В.И. Издательство: Бишкек Год: 2010 Страниц: 148, цв. ил. Язык: Русский Размер: 16,47 Mb. Аннотация: Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту .

Мокрополов В. И. Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных деффектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Фортепиано было изобретено на Западе в на- чале XVIII века. Благодаря своим ярким вырази- тельным возможностям оно вскоре получило все- общее признание. B России фортепиано появилось уже во второй половине XVIII века; с начала XIX столетия стали возникать первые отечественные фортепианные фабрики.

длиннее, чем струны пианино , расположенные вертикальной плоскости. Резонансная дека рояля больше по площади, чем дека пианино .

Основная задача предлагаемой Школы- самоучителя – дать начальные навыки фортепианного исполнительства, познакомить с основами музыкальной грамоты. Школа- самоучитель включает два раздела: 1-школа игры,2-подбор по слуху, сочинение и импровизация.

Школа- самоучитель включает два раздела: 1-школа игры,2-подбор по слуху, сочинение и импровизация. Рекомендации, предлагаемые во втором разделе, помогут начинающему Музыканту научиться подбирать на фортепиано любимые мелодии с аккомпанементом, а Так.

Мокрополов В. И. Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано , его настройке и ремонту . В пособии даются рекомендации по устранению основных деффектов в механике. Пособие предназначено для самостоятельного изучения учащимися музыкальных учебных заведений.

Самоучитель по настройке и ремонту фортепиано (пианино) | Мокрополов В.И. | download | Z-Library. Download books for free. Find books.

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Самоучитель но настройке и ремонту фортепиано (пианино), Мокрополов В.И., 2010»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Как настроить пианино

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Читайте так же:
Сливной бачок унитаза устройство и регулировка сливного устройства

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

инструмент для настройки пианино какой инструмент используют для настройки пианино

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Читайте так же:
Плавная регулировка яркости светодиодных ламп 220

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector