1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Скоростное обучение игре на гитаре

Скоростное обучение игре на гитаре

Приветствую, друзья! В этой статье я решил подробно рассказать, что вам нужно для того, чтобы максимально быстро научиться играть на гитаре. На самом деле, всё подчиняется здравому смыслу, если правильно к этому подойти.

Итак, давайте по порядку. Всё начинается с вашего инструмента, самой гитары. Если ваша цель конкретная – это максимальная скорость получения результата, тогда идеальным вариантом будет классическая гитара с нейлоновыми струнами. Всё просто: расстояние между струнами большое, проще зажимать аккорды. Струны мягкие, пальцы болят меньше, нужно тратить меньше сил, а это значит – больше практики, а это значит – быстрее результат. Подробнее про выбор гитары и тонкости её устройства я говорю в этой статье и видеоуроке:

Если у вас акустика с металлическими струнами, ничего страшного. Но обратите внимание на жёсткость струн и расстояние от струн до грифа. Вы можете сменить струны на более мягкие и подкрутить анкерный болт, регулирующий гриф. Как это делать также смотрите в видеоуроке по выбору гитар.

Идём далее. Инструмент готов. Следующий пункт – система обучения. Тут два основных пути. Первый – музыкальная школа, или путь через освоение нотной грамоты. Но, его явно нельзя назвать быстрым. Второй – учиться через аккорды и табулатуры без нот. Это намного быстрее, но, опять-таки, смотря у кого и как вы занимаетесь. Если захотите разобраться сами, также уйдёт огромная куча времени, ведь не имея наставника, будете делать кучу ошибок и тратить время.

музыкальная школа

Вывод – нужен наставник и чёткая система обучения. Но, часто случается, что сами «наставники» специально удлиняют процесс обучения, ведь это их хлеб, и они на этом зарабатывают. Чтобы избежать этого момента, я сейчас отпишу пошаговую стратегию вашего скоростного обучения.

  1. Синхронизация рук. Вам нужно сделать так, чтобы руки играли слаженно. Тут главным фактором является главенствующее положение Правой руки над левой. То есть правая играет без остановки, а левая за ней не успевает. Не наоборот!
  2. Начинайте с Боев, а не переборов. Всё просто, когда играете боем, вам прощаются мелкие ошибки зажатия аккордов и разные погрешности. Их просто не слышно. А вот когда вы играете перебором и щипаете каждую струну отдельно, тут уж извините. Я ещё не говорю что придётся запоминать какой палец за какую струну отвечает, какая басовая струна у какого аккорда и т.д. Ну, я думаю, вы поняли, о чём идёт речь.
  3. Начинайте с простых базовых аккордов и разборов конкретных песен, которые вам нравятся. Когда вы не просто тренируетесь, а сразу играете свои любимые песни, это придаёт вам энтузиазм и желание учиться дальше. А когда вы несколько месяцев играете непонятно какие упражнения, и на просьбу что-то продемонстрировать, выдаёте «В траве сидел кузнечик» на одной струне… И это после нескольких месяцев… Ну, вы поняли.

Воспользуйтесь этой последовательностью, и результат не заставит себя долго ждать. И последнее. Что делать, если вокруг нет наставника, который бы помог со всем этим разобраться. Ну чтож, готов вам в это помочь. Качайте стартовую программу нашего проекта, называется «Любимая песня за 3 занятия, с нуля» это абсолютно бесплатно, в ней я на практике изложил всё написанное выше.

AllFrets

Привет! Итак, ты уже близок к тому, что бы увидеть всю картину целиком. Следующий этап для тебя – запомнить упражнения. Их не так много, однако, большинство из них подразумевают под собой не строго расписанную по ладам последовательность нот, а некую обобщенную схему. Кроме того я попытаюсь объяснить почему я выделил именно эти подтипы для упражнений.

ПЕРЕМЕННЫЙ ШТРИХ

  • Хроматика

Здесь все просто, нужно использовать все четыре пальца. Хроматических упражнений существует огромное количество. Самое простое из них – начать с первого лада шестой струны, затем, сыграв подряд с первого по четвертый лад, перейти на пятую и так далее.

  • Секвенции

В качестве данного упражнения можно использовать секвенцию любого из семи ладов.

  • Гаммы

В качестве данного упражнения можно использовать любой из семи ладов.

  • Зацикленные паттерны

В качестве данного упражнения можно использовать любые пять подряд идущих нот в пределах двух струн, взятые из любого лада.

  • Упражнений на одной струне со сменой позиций

За основу можно взять любую гамму, разложенную н одной струне.

  • Упражнения с открытыми струнами

Думаю здесь не должно возникнуть вопросов.

Итак, хроматика подразумевает под собой последовательное задействование всех пальцев. Но если твои пальцы привыкнут следовать друг за другом, то в большинстве случаев им будет трудно сыграть что-либо другое. Поэтому необходимо ввести такие подтипы упражнений, как секвенции, гаммы и зацикленные паттерны. Они отличаются друг от друга исключительно тем, с какой скорость правая рука движется от верхних струн к нижним и наоборот. При игре гамм это происходи очень быстро, при игре секвенций медленнее, а при игре зацикленных паттернов вообще не происходит. Упражнения на одной струне со сменой позиций так же довольно специфичны, и потому им требуется уделить отдельное внимание. Что касается упражнений с открытыми струнами, то они направлены на синхронизацию рук.

Читайте так же:
Пластиковые окна wintech регулировка

ЛЕГАТНАЯ ТЕХНИКА

  • Хаммеры и пулы

В качестве данного упражнения можно использовать любой лад, сыгранный хаммерами и пулами. Медиатор используется при переходе на новую струну.

  • Хаммеры и пулы (по три ноты на струне)

Упражнение, похожее на предыдущее, только проще. Пример приведен ниже. Можно использовать другие комбинации пальцев и ладов.

  • Хаммеры и пулы (правая рука на нижних ладах)

В качестве этого упражнения можно опять же взять любую гамму, только медиатор здесь, само собой, использоваться не будет.

  • Трели

За основу можно взять любую гамму, разложенную по одной струне.

Первый и второй подтипы подразумевают под собой игру хаммерами и пулами и отличаются друг от друга лишь сложностью. Третий подтип стоит отдельно, здесь всю работу выполняет левая рука, а правая лишь глушит струны. И наконец, трели – здесь рука передвигается вдоль грифа.

ТЕППИНГ

  • Теппинг со сменой позиций

Любой, триольный или нет, теппинг со сменой позиций на одной струне.

  • Теппинг со сменой струн

Любой, триольный или нет, теппинг со сменой струн.

  • Теппинг триолями

Любой триольный теппинг.

  • Теппинг шестнадцатыми (без мизинца)

Любой теппинг с использованием шестнадцатых нот (мизинец не задействован).

  • Теппинг шестнадцатыми (с мизинцем)

Любой теппинг с использованием шестнадцатых нот (мизинец задействован).

  • Левая рука над грифом

Конкретное упражнение, требует периодической замены. В данном упражнении левая рука находиться над грифом и запястьем глушит струны в районе пятого лада.

Выделяя подтипы я, прежде всего, руководствовался сложностью упражнений (для различных сложностей необходимы различные подтипы) а также группой задействованных суставов. И данная классификация – прямое следствие из этого. Я выделил первые два подтипа, потому что играть теппингом со сменой позиций совсем не то, что со сменой струн, на мой взгляд, каждый из них следует отрабатывать отдельно. Следующие три подтипа – это теппинг на одной струне и в одной позиции. Здесь вы уже отрабатываете различные комбинации задействованных пальцев. Последнее упражнение (это отрывок из произведения Стива Вая — Building The Church) особенно сложно для исполнения в быстром темпе, либо в течение длительного времени. Оно, как вы видите, не подразумевает под собой многовариантность исполнения. А потому время от времени вам потребуется менять его на что-нибудь похожее. Остальные упражнения довольно просто придумать самому.

СВИП

  • Трехструнный свип в одной позиции

Конкретное упражнение, требует периодической замены.


  • Четырехструнный свип в одной позиции

Конкретное упражнение, требует периодической замены.

  • Пятиструнный свип в одной позиции

Конкретное упражнение, требует периодической замены.

  • Свип со сменой позиций

Конкретное упражнение, требует периодической замены.

Пока еще не уверен, правильно ли классифицировать свип по количеству задействованных струн. Но одно ясно точно – от этого напрямую зависит сложность свипа. А потому можно играть трехструнный свип на 70%, а пятиструнный свип на 50%, используя в качестве типа тренировки ДЗ. И самым сложным, на мой взгляд, является свип со сменой позиций, поэтому для него отдельный пункт.

Но это еще не все, увы 🙂 Вышерасписанными упражнениями не охватить некоторые аспекты игры на электрогитаре. Поэтому стоит добавить еще один тип упражнений. Назовем его ТЕХНИКА. В него войдут упражнения на:

  • Развитие силы и выносливости пальцев левой руки
  • Развитие выносливости правой руки
  • Развитие независимости пальцев
  • Прыжки через струны
  • Растяжку

И вот примеры таких упражнений.

ТЕХНИКА (ТХ)

  • Развитие выносливости пальцев левой руки

Это упражнение, в принципе, полезно играть всегда. И менять его нет необходимости. Единственное – можно корректировать количество тактов, отводимое под каждый из пальцев. Темп – максимальный.

  • Развитие выносливости правой руки

За основу можно взять любую из гамм. Необходимо играть каждую ноту по четыре раза. Темп – максимальный минус 10-20УВМ на твое усмотрение.

  • Развитие независимости пальцев

Здесь много вариантов. Важен нестандартный подход, упражнение должно быть сложноиграемым. За основу можно взять хроматическое упражнение из переменного штриха. Только поменять последовательность пальцев. Например, 3-1-4-2, затем перейти на следующую струну и т.д. Еще вариант: 2-1-3-2-4-3.

  • Прыжки через струны

Конкретное упражнение, требует периодической замены.

  • Растяжку

Хорошее упражнение, которого должно хватить надолго, не требует замены. Упражнение необходимо повторить два раза в той же позиции, каждый раз начиная струной ниже. Затем перенести первый палец на лад ниже (остальные остаются на местах) и сыграть все с начала. Затем перенести второй палец на лад ниже, затем третий и наконец, четвертый. В итоге вы придете к первоначальному виду упражнения, только находиться будете ладом ниже. Можно играть аккордами, а не каждую ноту в отдельности.

Еще хотелось бы сказать пару слов о разогреве. Мы будем использовать для этого очень полезную видеошколу от Lick Library и Дэнни Гилла. Называется она Guitar Aerobics. Существует три уровня (начальный, средний и продвинутый). Тебе нужно выбрать подходящий для себя. В русском переводя я пока ее не находил, но там все показано, что называется, на пальцах. В каждом из уровней есть три типа разминки. Десятиминутная, двадцатиминутная и тридцатиминутная. Выбор чего-то конкретного зависит от того, насколько много у тебя времени. В график я поставлю десятиминутную, ну а ты уже изменишь при необходимости. Некоторые упражнения из этих видеошкол можно выполнять и без гитары. Можно, например, разогреть руки перед выходом на сцену или при подходе к реп-точке. Вообще вариантов много, но ни в коем случае не исключай разогрев из графика – это худшее что ты можешь сделать, пытаясь увеличить свою скорость. Не разогревшись, как следует можно даже повредить связки и суставы и уже надолго выбиться из графика.

Читайте так же:
Как синхронизировать фотоаппарат с внешней вспышкой

А теперь я расскажу о преимуществах такой системы тренировок. Чем же хорош мой подход? В первую очередь при всей своей многовариантности он предлагает единую комплексную систему тренировок, при которой твой график расписан по дням. Ты всегда знаешь, что тебе играть и с какой скоростью тебе это играть. Ты отслеживаешь свои результаты и видишь прогресс. Ты можешь подкорректировать каждый момент «под себя». Например, ты можешь выбрать другие значения процентов от максимальной скорости, если предложенные не приносят успеха. В конце концов, ты можешь добавить любую другую технику (экономичную, гибридную, фортепианную), если захочешь, выбрать для нее подтипы упражнений и внести их в график.

На этом все. В следующем уроке тебя ждет самое главное – то, ради чего были написаны предыдущие полторы тысячи слов 🙂 Сам график, даже два – более простая (на час-полтора) и более сложная его версия (около двух часов ежедневно). Если остались какие-либо вопросы – задавай их на форуме. До встречи!

Упражнения для гитары

Упражнения для гитары для начинающих – ценный вклад в процесс обучения будущего гитариста. С их помощью вырабатывают навыки, а также отрабатывают движения, которые обязательно пригодятся при выполнении более сложных комбинаций.

Польза тренировок

Упражнения для начинающих – комплекс приемов, без которых можно научиться играть, но придется потратить больше сил, нервов, времени. Такие тренировки гарантируют ряд преимуществ:

  1. Растяжка пальцев рук.
  2. Увеличение координации.
  3. Тренировка слуха.
  4. Развитие скорости игры.
  5. Усиление чувства ритма.
  6. Приобретение навыка синхронной игры.

Справка! Все упражнения, особенно на начальных стадиях, желательно выполнять под метроном.

Этот прибор помогает почувствовать ритм, поддерживать правильный темп игры.

Базовые упражнения для начинающих

Начинать следует с простых упражнений для начинающих на гитаре. Они тренируют координацию и скорости игры:

  1. Первый прием следует освоить перед тем, как переходить к более сложным заданиям. Работают с одной струной. Сначала, используя четыре пальца левой руки, извлекают звук из первых четырех ладов (металлических порожков). Затем, сместившись на одну позицию вперед, повторяют упражнение. Дойдя до конца, двигаются обратно. А после продолжают игру, используя другие струны.
  2. Выполнение следующей техники начинают аналогичным образом. Но после проигрывания первых четырех позиций переходят к нижней струне и повторяют действия. На последней совершают зеркальные движения в обратную сторону – палец, который был первым, становится четвертым. Без освоения этой комбинации сложно тренироваться дальше, поэтому желательно уметь делать в обе стороны быстро, без остановки.
  3. Особенность трюка – извлечение звука через лад. Сначала зажимают первый и третий, а затем – второй и четвертый. Отыграв на одной струне, перемещаются ниже. Те же действия повторяют в обратную сторону. Эта комбинация сложнее, но улучшает координацию, усиливает контроль над грифом.
  4. При выполнении следующей комбинации сначала извлекают звук из третьего и четвертого ладового порожка, затем из первого и второго. Таким образом продвигаются до нижней струны, а обратно возвращаются задом наперед. Другой вариант: совершить те же действия, но при возвращении назад не менять последовательность ладов.
  5. Завершает базовую тренировку задание посложнее. При выполнении проигрывают стандартную последовательность ладов, постепенно перемещаясь вниз. Сначала четыре лада отыгрывают верхней струной. Затем первый отыгрывают второй, а остальные – верхней. После два первых лада – на второй, а следующие два – на первой. Таким образом добираются до нижней струны.

Упражнение для развития пальцев рук

Следующий блок – это в основном упражнения на гитаре для левой руки (для начинающих). Они выполняют похожую функцию – тренируют пальцы, координацию, усиливают контроль над грифом, но несут более серьезную нагрузку:

  • Техника называется «смешанное легато». Состоит из двух частей – восходящее легато и нисходящее легато. Выполняя первый этап, зажимают любой лад, а затем дергают струну, чтобы она зазвучала. Если не отпуская звучащий лад зажать другой, зазвучит соответствующая нота. При выполнении второго этапа зажимают сразу два металлических порожка, например, указательным – первый, а безымянным – третий. Правой рукой извлекают один звук, а безымянным, используя метод щипка, другой. Для тренировки «смешанного легато» оба этапа объединяют. Используют 1-й, 3-й и 4-й лады (указательный палец, безымянный, мизинец). В таком порядке, используя метод «восходящего легато», спускаются книзу. Оказавшись внизу, указательным пальцем зажимают 2-й лад, безымянным – 4-й, мизинцем – 5-й. Используя прием «нисходящее легато», двигаются вверх, заставляя звучать каждый из них.
  • Еще одна техника, которая помогает развивать пальцы. Ее выполняют перебором двух рядом стоящих струн. Например, зажимают первый металлический порожек на первой струне, второй – на второй струне, третий снова на первой и т.д. Должен получится рисунок, напоминающий движение змеи. Обратно выполняют зеркальные действия.
  • Трюк называют «Паук». Гитаристы считают его одним из самых популярных упражнений. Начинают с первого лада шестой струны. Проигрывают 4 ноты так, чтобы каждая вторая звучала на нижней струне. Затем повторяют упражнение для всех струн. Оказавшись внизу, мизинец смещают на один лад вверх и повторяют упражнение в обратном порядке.
  • Эффективный способ тренировки пальцев. Например, первым пальцем зажимают пятый лад шестой струны, затем правой рукой дают звук. Вторым пальцем зажимают седьмой лад, снова дают звук. Смещаются на один лад вверх и повторяют упражнение. Таким же образом задействуют третий и четвертый пальцы – дотягиваются до девятого, а также десятого металлического порожка.
  • Способ называют «Арпеджио», играют его с метрономом. Суть в том, чтобы с одинаковой скоростью дергать открытые струны гитары. Сначала, используя указательный, средний и безымянный пальцы, защипывают три нижние струны снизу вверх. Затем повторяют действия в обратном направлении. Далее обыгрывают четыре струны, при этом четвертую защипывают большим пальцем.
Читайте так же:
Регулировка грифа гитары винтом

Можно усложнить задачу. Для этого во время игры начинают зажимать лады. Это поможет синхронизировать работу обеих рук. Проиграв три позиции, смещаются вперед и повторяют действия.

Советы начинающим

Процесс обучения будет проходить быстрее, если учитывать рекомендации опытных музыкантов:

  1. Заниматься следует по 20-30 минут утром и вечером. Изучив один прием, не стоит о нем забывать, а регулярно его отрабатывать.
  2. Тренироваться лучше понемногу, но ежедневно. Стараться хотя бы по одному разу прогонять каждый прием. По возможности выполнять сразу комплекс упражнений.
  3. Не стоит торопиться. Первое время скорость не главное. Сначала нужно добиться чистой игры.
  4. Осваивать материал нужно постепенно, начиная с первой комбинации. Как только начнет получаться, можно переходить к следующему заданию.
  5. Важно беречь руки. Почувствовав болевые ощущения, следует прекратить занятия. Желательно тренировку начинать с разминки пальцев. Например, несколько раз сжать, а затем разжать пальцы. Покрутить в руке круглый предмет. Сжав руки в замок, вытянуть их ладонями вперед.

Все упражнения универсальны. С них можно начинать обучение игре на гитаре любого типа (акустической, бас-гитары, электрогитары). Их можно брать за основу и придумывать свои комбинации, чтобы отрабатывать только элементы, вызывающие трудности.

Как составить программу обучения на гитаре для самоучки

Несомненно, лучше, когда программу обучения на гитаре выдал и корректирует по ходу опытный педагог. Но что делать самоучке, да ещё новичку?

Чтобы самому составить программу, необходимо:

  • Разобраться в этапах обучения игре на гитаре.
  • Подобрать соответствующие упражнения, этюды и пьесы.

Сразу следует обратить внимание на второй пункт. Учебный репертуар должен содержать не что-то из списка, а всё вместе. То есть и упражнения и этюды и пьесы. Дело в том, что упражнения и этюды предназначены для отработки какого-то конкретного технического приёма. А пьесы нужны, чтобы научиться сочетать множество технических приёмов игры на гитаре между собой. То есть нельзя играть только этюды или только пьесы.

Общий принцип организации учебного репертуара получается таким. Этюд или даже несколько на определённый приём. За ними пьеса, в которой свежий отработанный приём сочетается с ранее изученными техниками. Затем новая серия этюдов и новая пьеса, подобранная по принципу предыдущей. И так далее.

В идеале пьесы должны соответствовать уровню подготовки гитариста, но носить разный характер. Очень важно научиться применять технические приёмы в разных сочетаниях, стилях, ритмах и темпах.

Кроме того, параллельное изучение произведений разного характера сильно способствует развитию музыкальной памяти начинающего гитариста. Это касается и общего погружения в музыкальную фактуру и банального запоминания нот. Не только на бумаге, но и их расположения на грифе гитары, что, согласитесь, немаловажно.

Этапы обучения игре на гитаре

Изложенные ниже общие принципы составления учебной программы подойдут для любого типа гитары. Что касается подборки репертуара, то здесь я буду опираться на произведения для классической гитары. Почему я считаю, что начинать серьёзное обучение игре на гитаре следует именно с этого варианта? Это тема отдельного разговора. И сам я учусь играть именно на ней. Вы, естественно, вольны идти любым другим путём. Цель же этой статьи — помочь начинающим гитаристам самоучкам направить ход их мыслей в нужное русло.

Читайте так же:
Регулировка радиатора при помощи термоголовки

В теме об учебном плане, мы не будем касаться вопросов положения рук и посадки гитариста. А так же упражнений для развития чувства ритма. Речь пойдёт именно о музыкальном репертуаре.

Постановка правой руки

Многие начинающие гитаристы, особенно самоучки, ошибочно полагают, что главная рука — левая. Именно от неё зависит попадание в ноты, возможность взять сложный аккорд и конечная скорость игры. К ней прикован взгляд любого гитариста, который ещё не выучил расположение нот на грифе гитары. Как правило, правая рука остаётся вообще без внимания. Ведь её задача — просто дёргать струны, что сложного?

В результате страдает самое главное в музыке — качественный звук, динамика и ритм. Потому что именно правая рука «просто дёргает струны». А не делает это как надо и вовремя. Открою, как выясняется, не очевидный для многих секрет. Никто не придаст значения паре фальшивых нот, когда произведение сыграно ровно и с динамическими оттенками. Но если ритм и темп плавают, а струны неприятно звенят, такую музыку слушать не будут. Даже при идеальном попадании в ноты.

Опытный педагог учит не останавливаться на ошибке во время исполнения, а продолжать играть дальше. Что инстинктивно делает любой неопытный ученик, допустив ошибку? Останавливается и начинает пытаться сыграть сбойное место правильно. Часто даже несколько раз, пока не получится. Пытаясь доказать, что может сыграть без ошибки, он как раз акцентирует на ней всеобщее внимание. Просто потому, что никто не объяснил ему настоящую роль правой руки в исполнении гитарной музыки. За пониманием этой роли кроется фундаментальное понимание красивой музыки и исполнительского мастерства вообще.

Игра на открытых струнах

Очевидно, что на этом этапе обучение следует начинать с упражнений на открытых струнах. Подходящий репертуар есть в пособии Сергея Марышева «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары для всех начинающих». В разделе, который так и называется «Только правая рука», содержатся 17 упражнений для разных пальцев.

Сергей Марышев. Стань виртуозом.

Также из 17 замечательных упражнений для правой руки на открытых струнах состоит раздел другого пособия. Маргарита Александрова «Гитара шаг за шагом. Выпуск 1». Раздел называется «Часть I. Играю правой рукой».

Маргарита Александрова. Гитара шаг за шагом. Выпуск 1.

Сюда же можно отнести пьесы Юрия Зырянова «Четыре друга», «В стиле рок», «Как на арфе». Найти их можно в хрестоматии гитариста 1-5 классов ДМШ «Рандеву с гитарой».

Юрий Зырянов. Рандеву с гитарой.

Эти сборники хорошо бы скомбинировать. Потому что у Сергея Марышева упор делается скорее на параллельное освоение простых ритмических рисунков. Материал рассчитан на проработку отдельных пальцев и предусматривает лёгкие дуэты с педагогом, если таковой есть. Маргарита Александрова быстро переходит к арпеджио (переборам), в которых задействованы большинство пальцев правой руки. И то и другое крайне полезно для правильного начала обучения игре на гитаре.

Синхронизация правой и левой рук

Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка. Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты.

Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно. Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам. Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе.

При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца.

Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I».

Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I.

Первые пьесы в репертуаре гитариста

Здесь самое время вспомнить о необходимости подкреплять этюды пьесами. Делать это можно сразу двумя путями, причём одновременно. Часть пьес разучивать в целях отработки навыков владения инструментом и развития музыкальной памяти. И часть пьес однократно разбирать с листа, не разучивая их. Таким образом, происходит, во-первых, запоминание расположения нот на грифе гитары. И, во-вторых, — развитие навыков работы с нотным текстом.

Для этого продолжаем играть пьесы в обработке Юрия Зырянова из хрестоматии «Рандеву с гитарой». А также подключаем сборник Людмилы Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу».

Читайте так же:
Регулировка окна эксцентрик прижим

Людмила Иванова. Пьесы для начинающих.

На данный момент при выборе пьес упор делаем на одноголосные произведения. Потому что полифония, даже в виде простого двухголосия — это отдельная тема для серьёзного изучения.

Тирандо, арпеджио и аккорды

Следующий этап — овладение приёмом звукоизвлечения без опоры пальца на соседнюю струну — тирандо. Это основной приём в классической пальцевой технике игры на гитаре. Надеюсь, что к этому моменту вы уже выработали правильную постановку кисти правой руки. Если нет, то извлекаемый вами звук будет резким, отрывистым и некрасивым. Это тем более важно, так как мы вплотную приблизились к такому понятию, как полифония. Или другим словом — многоголосию.

В классической технике тирандо исполняются арпеджио и аккорды. Мы продолжаем играть упражнения из сборника «Стань виртуозом» — Раздел III — Звукоизвлечение и арпеджио. И разумеется «Гитара шаг за шагом» — Часть III — Играю аккорды.

Новым на этом этапе будет то, что теперь пальцы левой руки одновременно зажимает несколько струн. В то время как пальцы правой руки одновременно несколько струн дёргают. То есть настала пора отработать взаимодействие не только рук, но и нескольких пальцев на них.

Кроме того в этих упражнениях совмещаются приёмы апояндо и тирандо. Большой палец играет басы с опорой, за исключением случаев, когда опорная струна тоже задействована. Остальные пальцы играют без опоры всегда.

Для этой цели как нельзя лучше подходит пособие Абеля Карлеваро. Нам нужна «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь 2. Техника правой руки».

Абель Карлеваро. Техника правой руки.

Эта тетрадь содержит упражнения на совместные действия большого и всех остальных пальцев. Для начала в виде простых арпеджио, с дальнейшим добавлением ритмических вариаций.

Проверка на стойкость

Предложенные упражнения не только очень полезны, но и весьма сложны физически. Не говоря уже про изрядную нудность с точки зрения неопытного ученика. Вполне вероятно, что поначалу сыграть целый раздел полностью окажется не по силам.

Однако в этом случае важны регулярность и усердие, а не работа на износ. И уж тем более — не спешка. Если пальцы левой руки начинают болеть задолго до конца упражнения, просто сократите его. Например, играйте не на все 11 позиций, а, скажем, с 3-го по 8-й лады. И постепенно расширяйте диапазон до полного. Но делать это надо вдумчиво и качественно.

Здесь важно не совершить очень частую ошибку. Многие новички начинают играть быстрее, чтобы рука не успела устать. В результате нет наработки навыка, страдает качество звука, а плохая привычка становится стойкой. Не трудно догадаться, что всё это сильно отдаляет цель научиться играть на гитаре.

Сыграть всё за раз — это тешить своё самолюбие и нетерпение. Лично я сразу знал, что торопиться не надо. Но глубокое понимание правильности такого подхода пришло ко мне только на этом этапе. До того я регулярно срывался на «побыстрее».

Учебный репертуар гитариста

В этой статье я поделился собственным опытом составления программы обучения на гитаре для самоучки. Приведённого материала хватит минимум на год усердных и вдумчивых занятий. Если вы прошли всё за 3 месяца, занимаясь дважды в неделю по полчаса — серьёзно задумайтесь.

Кстати, о том, как и надо ли проходить всё. Классическая программа ДМШ исходит из 8-10 разнохарактерных пьес в год. Естественно, для каждого класса — свой уровень сложности. При нынешней нагрузке в общей средней школе музыкалки вынуждены снижать количество до 5-6 в год. Однако порядок цифр понятен.

Чтобы самостоятельно определять, что из набора пособий играть, а что пропускать, нужен опыт. Он у вас обязательно появится со временем. До тех пор вы можете опираться на предложенный мной вариант. Я не просто так обозначил этапы обучения в качестве скелета. На него любой гитарист самоучка сможет нарастить свой репертуар.

Если совсем тяжко, берите любой сборник и играйте только по нему. Так вы хотя бы избежите каши в голове. Наоборот, если чувствуете силы, добавьте сами пьесы и этюды из любых других пособий. Просто имейте в виду, что многие из них требуют большего участия педагога, чем упомянутые мной.

Тема учебного репертуара даже на год слишком обширна для одной статьи. Естественно я не затронул программы на несколько лет обучения. А также нотную грамоту и даже гаммы в разных аппликатурах. Но теперь у вас достаточно информации, чтобы планировать каждый урок, а не тратить время попусту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector